ВИЧ поможет лечить рак

Может ли ВИЧ превратиться в биотехнологический инструмент для улучшения здоровья человека? По мнению команды лаборатории CNRS - да, может. Воспользовавшись тем, что ВИЧ постоянно воспроизводит себя...

Может ли ВИЧ превратиться в биотехнологический инструмент для улучшения здоровья человека? По мнению команды лаборатории CNRS - да, может. Воспользовавшись тем, что ВИЧ постоянно воспроизводит себя, исследователи выбрали определенный тип мутантного белка. Добавив его к культуре опухолевых клеток в сочетании с противораковым препаратом, они добились повышения эффективности лечения. Результаты исследования были опубликованы в PLoS Genetics.

Полученные учеными результаты означают, что в перспективе ВИЧ можно будет использовать в процессе создания препарата для долгосрочного терапевтического применения при лечении рака и других патологий.

Вирус иммунодефицита человека, который вызывает СПИД, использует материал человеческой клетки для размножения. В первую очередь он встраивает свой генетический материал в геном клетки хозяина. Отличительной чертой ВИЧ является то, что он постоянно мутирует и, следовательно, создает несколько мутантных вариаций в ходе своего роста. Это позволяет вирусу приспособиться к изменениям окружающей среды, самовоспроизводиться и противостоять современным противовирусным препаратам.

В Институте молекулярной и клеточной биологии (IBMC) во французском городе Страсбурге исследователи решили использовать эти свойства ВИЧ в терапевтических целях, в частности, для лечения рака. Сначала они изменили геном ВИЧ путем введения гена человека, содержащегося во всех клетках - дезоксицитидина киназы, белка, активирующего противоопухолевые препараты. Исследователи много лет работали над созданием более эффективной формы дезоксицитидина киназы. Благодаря мутациям ВИЧ команда CNRS выбрала почти 80 мутантных белков и протестировала их на клетках опухоли в присутствии противоопухолевых препаратов. Полученные вариации позволили выбрать наиболее эффективный вид дезоксицитидина киназы. Это означает, что стало возможным снизить дозы противоопухолевых лекарств и, следовательно, смягчить проблемы, связанные с токсичностью их компонентов и побочными эффектами.