Угроза судоходству: роскошную яхту взломали хакеры

Этим летом, исследователи современных радионавигационных технологий из Университета Техаса в Остине решили выяснить, смогут ли они взломать GPS-навигацию дорогостоящей яхты и заставить ее идти...

Этим летом, исследователи современных радионавигационных технологий из Университета Техаса в Остине решили выяснить, смогут ли они взломать GPS-навигацию дорогостоящей яхты и заставить ее идти по неверному маршруту.

Команда специалистов успешно провела спуфинг-атаку и сумела обмануть навигационную систему 65-метровой яхты стоимостью $80 млн. В романе Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан», чтобы направить судно по неверному маршруту, злоумышленнику пришлось спрятать под компасом топор, а теперь для обмана навигационной системы даже не нужно пробираться в рубку корабля.

GPS-спуфинг – это подмена истинного спутникового сигнала GPS ложным, передаваемым с устройства хакера. Специалисты из Университета Техаса решили провести эксперимент и выяснить, насколько трудно провести спуфинг-атаку на движущееся в море судно.

Для этого выбрали экспериментальную площадку: яхту White Rose of Drachs, которая путешествовала из Монако в Родос. Эксперимент проходил в 50 км от побережья Италии. двое аспирантов-«хакеров» разместились на верхней палубе яхты с ящиком (размером с портфель), в котором скрывался передатчик ложных GPS-сигналов. Несмотря на небольшую мощность сигнала, спуфинг-атака прошла успешно и легко: ложный сигнал, направленный на два GPS-приемника яхты, подавил истинный сигнал спутников. В результате хакеры получили контроль над навигационной системой и, потенциально, могли влиять на маршрут корабля. Так, хакеры смогли изменить курс корабля на несколько градусов, причем на электронной штурманской карте курс судна выглядел прямой линией (как его проложил экипаж), хотя на деле маршрут описывал заметную кривую – результат хакерской атаки.

В реальных условиях такая атака может привести к катастрофическим последствиям: террористы могут направить корабль на рифы, завести в чужие национальные воды или регионы, где хозяйничают пираты. До сих пор таких случаев не было, но эксперимент специалистов из Университета Техаса показывает, что осуществить такую атаку «удивительно легко» (цитата участников эксперимента), причем на весьма недешевом корабле, оснащенном современной аппаратурой.

В настоящее время 90% морских судов передвигаются, опираясь на GPS-навигацию. Легко представить, как ночью пираты или террористы уводят танкер или пассажирский лайнер в сторону, вдали от маршрутов других кораблей и военных патрулей. Чтобы этого не произошло, ученые призывают принять срочные меры по защите судовых навигационных систем.