У человека и приматов выявлены сходные когнитивные стратегии

Ископаемые останки не могут дать ответ на вопрос о том, как были устроены мозги наших эволюционных предков, как они воспринимали мир и какими были их когнитивные способности вообще. Однако, как сообщает... Ископаемые останки не могут дать ответ на вопрос о том, как были устроены мозги наших эволюционных предков, как они воспринимали мир и какими были их когнитивные способности вообще. Однако, как сообщает Physorg, ученым из института Макса Планка удалось прояснить этот вопрос при помощи сравнительно-психологических исследований.

Для выживания вида очень важно, чтобы его представители могли запомнить, где была найдена и куда «перепрятана» пища или какой-либо иной ценный предмет. Для реализации этой способности можно использовать одну из двух стратегий: либо запомнить специфику места, где спрятан интересующий особь предмет (было ли это дерево, камень и проч.), либо иметь пространственное представление об этом месте (справа, слева, в средине и т. д.).

Ученые провели исследование предпочтения этих стратегий среди филогенетически близких приматов – орангутанов, горилл, карликовых шимпанзе бонобо, шимпанзе и людей. При этом исходили из того, что если все пять изученных видов покажут сходные стратегии, то вполне вероятно, что они унаследовали их от некоего общего предка, вымершего примерно 15 млн. лет назад.

В серии экспериментов испытуемым человекообразным приматам и детям разного возраста предлагали на выбор реализацию двух стратегий поиска спрятанных предметов: в одном случае предмет оставался на том же месте, где его прятали ранее, но скрывался другим объектом (например, камнем, вместо куска дерева), в другом – маскирующий объект оставался тем же, но место менялось.

Оказалось, что все четыре человекообразных обезьяны и дети в возрасте одного года искали предметы, основываясь на запоминании места, под которым был спрятан предмет, даже если его скрывал совершенно другой объект – т.е. использовали «пространственную» стратегию. Отсюда, как считают ученые, можно сделать вывод, что такая общая для приматов когнитивная стратегия, была унаследована ими от того самого, вымершего миллионы лет назад общего предка. Однако когда исследовали стратегию запоминания, предпочитаемую трехлетними детьми, результаты оказались иными.

В отличие от детей в возрасте одного года, трехлетние испытуемые считали, что не место, где спрятан предмет, а объект его скрывающий может служить более надежным указанием для решения задачи, даже если место, где он находится, полностью изменилось. Ученые считают, что годовалые дети и человекообразные приматы также обладают способностью распознавать предмет по специфике скрывающего его объекта, но предпочитают использовать «пространственную» стратегию.

Дальнейшее развитие когнитивных способностей у человека (в эволюционном плане), привело к смене предпочтения стратегии поиска и запоминания. Значение и механизмы такой смены еще предстоит изучить.