Тонкий нюх парфюмера - результат тренировки

Оказывается, тонкое обоняние является преимущественно результатом тренировки, а не генетически детерминированным качеством.

При проведении экспериментов с участием профессиональных парфюмеров...

Оказывается, тонкое обоняние является преимущественно результатом тренировки, а не генетически детерминированным качеством.

При проведении экспериментов с участием профессиональных парфюмеров и студентов, готовящихся приобрести эту профессию, французские исследователи из университета Клода Бернара в Лионе и Гренобльского института нейробиологии впервые продемонстрировали, что при реальном и воображаемом восприятии запахов активируются одни и те же регионы мозга, однако степень этой активации зависит от опыта человека.

Обычный человек без труда может представить зрительный образ знакомого ему предмета или воспроизвести понравившуюся мелодию. Профессиональные парфюмеры утверждают, что их способности выходят за рамки обычного, так как, в отличие от большинства людей, они без труда способны ощущать запахи даже в их отсутствие.


При мысленном представлении запаха происходит активация первичной обонятельной коры обоих полушарий головного мозга. Активация представлена на горизонтальном и фронтальном сагиттальном (делящем на правую и левую половину) срезах мозга.

Для изучения особенностей обоняния парфюмеров исследователи прибегли к методу функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ). Они сравнили пространственные особенности активации мозга студентов Международной школы парфюмеров в Версале и профессиональных парфюмеров, количество которых во всем мире не превышает 500, причем 120 из них проживают во Франции и Швейцарии. Во время проведения процедуры участников просили мысленно представлять, что они ощущают запахи ароматических соединений, названия которых высвечивались на экране. Около 20 протестированных веществ было выбрано из 300, обычно используемых при тренировке будущих парфюмеров.

У участников обеих групп воспроизведение запахов в воображении вызывало активацию первичной обонятельной коры - зоны мозга, активирующейся в ответ на восприятие реальных обонятельных стимулов. На основании этого ученые пришли к выводу, что, аналогично мысленному представлению зрительных образов и звуков, в основе мысленного представления запахов лежит реактивация обонятельных образов посредством запуска внутреннего когнитивного процесса, то есть ощущение генерируется мозгом, а не является реакцией на присутствие запаха.

Эксперименты также показали, что интенсивная обонятельная тренировка влияет на степень активации комплекса нейронов, задействованного в мысленном представлении запахов. При этом к удивлению исследователей оказалось, что, чем выше уровень профессионализма, тем ниже активность обонятельных регионов мозга. Судя по всему, тренировка обоняния облегчает взаимодействие между определенными нейронами, повышая скорость и эффективность формирования соответствующих сигналов. В результате профессиональные парфюмеры представляли запахи очень быстро, в некоторых случаях практически мгновенно, тогда как студенты испытывали при этом определенные затруднения и необходимость в сильной концентрации.

Полученные данные свидетельствуют о том, что способность к мысленному представлению запахов, позволяющая парфюмерам мысленно сравнивать и комбинировать ароматы, обусловлена преимущественно регулярной тренировкой, а не врожденными способностями. Более того, они демонстрируют экстраординарную способность мозга адаптироваться к требованиям среды и перестраиваться по мере приобретения опыта.

Читайте на CNews
Американцы хотят отобрать у интернет-пользователей остатки прав
Россия и Финляндия вместе профинансируют инновационные проекты
Запущен первый конкурс молодежных инновационных проектов "Телеком Идея"