Шведы доказали: Больше учишься – дольше живешь

Группа исследователей из Стокгольмского университета опубликовала в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences статью, где утверждается, что шведы, проучившиеся в средней школе на год больше...

Группа исследователей из Стокгольмского университета опубликовала в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences статью, где утверждается, что шведы, проучившиеся в средней школе на год больше обычного срока, живут дольше.

Этот вывод ученые сделали, изучив данные старого социального эксперимента, проведенного в Швеции в сороковых-шестидесятых годах прошлого века. Вскоре после Второй мировой войны там было решено осуществить реформу образовательной системы, в частности, увеличив обязательное количество классов средней школы с восьми до девяти. В подобных случаях на Западе сначала обычно проводят эксперимент, и только после этого применяют новую систему на все школы. В Швеции этот эксперимент длился с 1949-го по 1962-й год. 1,2 миллиона шведских детей были разделены на две группы. Одни учились в рамках старой общеобразовательной системы с восемью классами, другие перешли на девятиклассное обучение, а наиболее одаренные дети оставались в школе еще на один год. Когда в 1962-м году стало ясно, что новая система существенно повышает образовательные стандарты, ее распространили на все шведские школы.

Используя информацию, собранную во время эксперимента, а также данные переписей населения Швеции с 1961 по 2007-й год, ученые выяснили, что в возрасте между сорока и семьюдесятью годами смертность среди людей, проучившихся дополнительный год, резко снизилась. Любопытно, что показатели смертности у людей до сорокалетнего возраста оказались идентичными для обеих групп – они умирали главным образом от онкологических и сердечных заболеваний, а также в результате несчастных случаев.

Авторы исследования, Антон Лэйгер и Дженни Торссандер, считают, что причиной снижения смертности, несомненно, является более высокая образованность тех, кто проучился в средней школе на один класс больше. По их мнению, все прежние исследования на эту тему были недостаточно доказательными, ведь в них всегда сравнивались две группы детей, живших в разное время, до и после реформы. Они жили в разных условиях, по разным стандартам, на их здоровье, помимо уровня грамотности, могли влиять разные факторы. Необычность шведского эксперимента, разделившего детей одного поколения на две когорты, позволила ученым отсечь все эти факторы и с уверенностью заявить – более грамотные живут дольше.