Самую большую в мире ракету напечатают с помощью лазера
Компании Pratt и Whitney Rocketdyne подтвердили пригодность перспективной технологии лазерной печати для производства деталей ракет.
Ранее мы уже сообщали о планах НАСА использовать технологию 3D-печати на основе селективной лазерной плавки (SLM) для изготовления деталей ракетного двигателя J-2X будущей тяжелой ракеты-носителя SLS.
И вот теперь разработчики J-2X отчитались о серии огневых испытаний крышки клапана, изготовленной по технологии SLM. Деталь сделали с помощью лазерной трехмерной печати, в процессе которой лазер сплавляет металлическую пыль в деталь определенной формы. Таким образом без единого шва или винтового соединения удалось изготовить крышку: важную деталь, которая, по-сути, управляет работой турбонасоса двигателя. Данный элемент двигателя подвергается воздействию больших температур и давления, тем не менее испытания подтвердили надежность напечатанной детали.
Напечатанная с помощью лазера деталь двигателя RS-25. Технология лазерной печати существенно удешевит стоимость космической техники и уменьшит сроки ее изготовления
Интенсивные огневые тесты ракетного двигателя J-2X были проведены еще 7 марта в Космическом центре НАСА имени Стенниса. Это был первый раз, когда деталь, сделанная по технологии SLM, была испытана во время полномасштабных огневых тестов двигателя. В принципе крышка является относительно простой деталью, но ее испытания позволят разработать стандарты проектирования, проверки техники и характеристик других печатных деталей.
Успешное тестирование J-2X, позволяет начать проектирование и разработку более сложных деталей, выполненных по технологии SLM, а также начать испытания напечатанных деталей для двигателя RS-25. Напомним, что двигатель RS-25 создавался для шаттлов, но этот надежный и проверенный агрегат планируют использовать и на перспективной ракете SLS.
Анализ результатов испытаний показывает, что технология трехмерной лазерной плавки может сэкономить существенные временные и денежные ресурсы. Изготовление деталей по технологии SLM занимает считанные дни вместо месяцев, и на фоне огромных трудозатрат по сборке ракеты-носителя это существенная экономия. Так, новые технологии делают производство последней ступени обтекателя ракеты SLS на 35% дешевле. Разработчики считают, что эта экономия распространится на всю конструкцию ракеты.