Самолет побил мировой рекорд скорости и затонул

Американское аэрокосмическое агентство успешно испытало собственный экспериментальный сверхзвуковой самолет X-43A, который заодно и побил мировой рекорд скорости, сообщило BBCRussian.com.... Американское аэрокосмическое агентство успешно испытало собственный экспериментальный сверхзвуковой самолет X-43A, который заодно и побил мировой рекорд скорости, сообщило BBCRussian.com. Беспилотный аппарат длиной 3,7 м при помощи воздушно-реактивного двигателя (scramjet) развил скорость, в 7 раз превышающую скорость звука, - почти 8 тыс. км/ч. Для сравнения: «Конкорд» развивает скорость 2173 км/ч, французский поезд TGV –515,3 км/ч, а японский поезд-пуля - «всего» 446 км/ч.


Двигатели типа scramjet работают на водородном топливе, используя при этом кислород из окружающего воздуха, что позволяет им разгоняться до очень высоких оборотов. Специалисты надеются, что эта технология когда-нибудь позволит радикально сократить длительность пассажирских перелетов и существенно удешевит запуск космических аппаратов. Система действует на сжигании топлива в потоке воздуха, сжимающегося за счет высокой линейной скорости аппарата, в отличие от обычного реактивного двигателя, в котором воздух сжимают лопасти пропеллера.

Однако scramjet начинает работать только при шестикратной скорости звука, а это значит, что до этого его нужно как следует разогнать. В случае с X-43A эту роль выполняет модифицированная ракета "Пегас", которая была выпущена из-под крыла стратегического бомбардировщика B-52.

Перед запуском над Тихим океаном, у побережья южной Калифорнии, специалисты НАСА надеялись на отсутствие неприятных неожиданностей (первая попытка испытать X-43A в полете привела к уничтожению самолета в результате отказа пусковой системы). На этот раз все прошло по плану, и 1300-килограммовый самолет отделился от ускорителя и набрал скорость при помощи двигателя scramjet. Правда, этот двигатель в состоянии работать лишь 10 секунд. После этого X-43A начал планирющий полет, совершил несколько аэродинамических маневров и через 6 минут упал в океан.

Это первое удачное испытание безракетного воздухозаборного двигателя scramjet на аппарате, двигающемся со сверхзвуковой скоростью. Впервые эта технология была предложена еще в 1950-60-е годы. Поскольку окислитель для такого двигателя берут из атмосферы, вес самолета, оснащенного scramjet, существенно уменьшается. А это позволяет увеличить либо загрузочную массу, либо дальность полета аппарата, или же уменьшить размеры самого самолета.

Плюсы технологии очевидны. Если инженерам удастся преодолеть изрядное количество связанных с нею проблем, то от Лондона до Сиднея можно будет долететь всего за пару часов. Правда, на первых порах более вероятно, что такие двигатели будут использоваться для запуска небольших космических аппаратов - например, спутников связи.

Первый свободный полет аппарата, оснащенного двигателем scramjet, был осуществлен американским агентством оборонных исследований DARPA в 2001 году. Двигатель был тогда выстрелен из специальной пушки в закрытом помещении на земле. Через год исследователи из австралийского университета Квинсленд запустили собственный scramjet - на этот раз при помощи ракеты.