Почему лак испортил картину Ван Гога
Посредством сложного рентгеновского анализа ученые выяснили, что послужило причиной загадочных изменений в цветовой гамме знаменитой картины Винсента Ван Гога "Цветы в голубой вазе". Из-за защитного...
Посредством сложного рентгеновского анализа ученые выяснили, что послужило причиной загадочных изменений в цветовой гамме знаменитой картины Винсента Ван Гога "Цветы в голубой вазе". Из-за защитного лака, нанесенного после смерти художника, некоторые ярко-желтые цветы превратились в грязно-оранжевые и даже почти коричневые. Происхождение этих изменений цвета на границе соприкосновения краски и лака стало предметом исследования в Европейском синхротронном центре в Гренобле и немецкой лаборатории ДЕСИ в Гамбурге.
Результаты исследования опубликованы в журнале Analytical Chemistry, основным автором которого является Герт Ван дер Сникт из Университета Антверпена, получивший докторскую степень в области сохранения и реставрации живописи. Команду исследователей возглавлял Коэн Янсен из Антверпена, в нее входили также ученые из Нидерландов, Франции, Германии и специалисты из музея Креллер-Мюллер в голландском городе Оттерло.
Винсент Ван Гог (1853-1890) написал картину "Цветы в синей вазе" в 1887 году в Париже, и в начале XX века, картина была приобретена музеем Креллер-Мюллер. Мастер обычно не покрывал лаком свои произведений, но эту картина была покрыта защитным лаком в первой половине XX века, как и многие другие работы Ван Гога.
"Обычные музейные мероприятия по сохранению и реставрации картин в 2009 году неожиданно выявили необычные серые непрозрачные пятна на той части картины, где нанесена желтая краска с содержанием кадмия", - говорит реставратор картин музея Креллер-Мюллер Марджи Лиивенштейн.
Из-за защитного лака, нанесенного после смерти Ван Гога, некоторые ярко-желтые цветы превратились в грязно-оранжевые и даже почти коричневые
В оптический микроскоп один из микрообразцов выглядел ярко-желтым в нижней части, и с оранжево-серой коркой на самом верху. Чтобы определить, что случилось, музей взял еще два микроскопических образца краски и отправил их в Антверпен для детального исследования. Ученые исследовали образцы с помощью мощных рентгеновских лучей в Гренобле и в Гамбурге. К удивлению, они не нашли кристаллического сульфата кадмия, который должен был сформироваться в процессе окисления.
"Выяснилось, что анионы сульфата нашли подходящего партнера для реакции - ионы свинца из лака, и создали англезит", - объясняет Джеральд Фалькенберг, ученый из ДЕСИ.
"На границе между краской и лаком ионы кадмия вместе с продуктами распада от лака образовали слой оксалата кадмия, - говорит Морин Котт из Гренобля. - Вместе с англезитом, оксалат кадмия (CDC 2 O 4) составляет непрозрачную оранжево-серую корку, уродующую картину".
К сожалению, в первой четверти много картин импрессионистов и постимпрессионистов в Париже подверглись подобной процедуре сохранения, с использованием таких защитных лаков. Реставраторы того времени никак не могли себе представить, что их действия повлекут за собой столь неприятные последствия.
После этого открытия реставраторам во многих музеях мира придется вновь рассмотреть вопрос о восстановлении и спасении картин Ван Гога и других его современников.