Обезьяны-полицейские наводят порядок "авторитетом"
Когда в группе шимпанзе разгорается конфликт, угрожающий общему спокойствию, в него вмешивается третья сторона – обезьяний шериф. Раньше об этом было известно только из случайных наблюдений, теперь...
Когда в группе шимпанзе разгорается конфликт, угрожающий общему спокойствию, в него вмешивается третья сторона – обезьяний шериф. Раньше об этом было известно только из случайных наблюдений, теперь это изучено и доказано командой исследователей из Цюрихского университета.
В любом сообществе обязательно возникают конфликты, и наши ближайшие родственники шимпанзе не являются исключением. Для поддержания спокойствия в группе они должны улаживать возникающие споры и иметь так называемый "полицейский надзор", обеспечивающие беспристрастное вмешательство в конфликт третьей стороны, действующей в интересах всей группы. Исходя из этих общих соображений, цюрихские приматологии решили изучить проблему "полицейского надзора" у шимпанзе и с этой целью провели в зоопарке Уолтера города Госсау и в зоопарках трех других городов Швейцарии серию экспериментов с четырьмя различными группами этих приматов. Они наблюдали за этими группами в течение двух лет, в общей сложности около 600 часов.
Ученые намеренно нарушали стабильность в этих группах, вводя в них новых самок или изменяя иерархию у самцов, то есть выказывая особое внимание не самому уважаемому члену группы, делая его альфа-самцом. Такая нестабильность неизбежно вызывала ссоры, заканчивающиеся драками. И тогда вмешивалась полиция.
У обезьяньей полиции нет ни формы, ни бляхи, ни дубинки, ни револьвера. Ее единственное оружие – высокий авторитет в группе. Арбитр действует двумя способами – начинает или угрожать обеим сторонам или бегает между ними, мешая схватке. Он действует так, невзирая на высокий риск стать предметом атаки обоих драчунов, но, как правило, побеждает.
Подобное поведение ученые объясняют двумя возможными причинами – необходимостью поддерживать свой высокий статус или нежеланием потерять потенциальную подругу, если та из-за всех этих конфликтов решит покинуть группу.
Правда, здесь есть одна нестыковка, которая до сих пор осталась без объяснений. Самки, которые не склонны конкурировать с другими за высокое положение в группе (им ведь не светит стать альфа-самцом) и не слишком взволнованные потерей потенциального друга (группу покидают, как правило, одни самки), не должны, по идее, стремиться в обезьянью полицию. Однако два года наблюдений показали, что арбитрами у шимпанзе с одинаковой вероятностью становятся и самцы, и самки.
Читайте на CNews
Одежда будущего: начинка впечатлит любого
Новая технология борьбы с астероидами: лишь немного краски
Сверхзвуковые минибеспилотники: теперь недорого