Морская болезнь может продолжаться и на суше

Когда недельный круиз по Волге завершился, 71-летняя Мэрилин Джосселин (Marilyn Josselyn) ожидала, что мучившая ее во время плавания на теплоходе морская болезнь закончится после сошествия на берег...

Когда недельный круиз по Волге завершился, 71-летняя Мэрилин Джосселин (Marilyn Josselyn) ожидала, что мучившая ее во время плавания на теплоходе морская болезнь закончится после сошествия на берег, однако этого не произошло, пишет New York Times. Спустя несколько месяцев после круиза она продолжала чувствовать укачивание и начала понимать, что с ней происходит что-то странное. Злополучная туристическая поездка состоялась в 1998 году.

Девять лет непрерывного ощущения морской качки вынудили госпожу Джосселин оставить работу судебного протоколиста и забыть о путешествиях в экзотические страны. Она не может работать за компьютером свыше 15 минут – начинаются мучительные головные боли и головокружение. Landsickness, или «обратная морская болезнь», знакома многим людям, которые совершали длительные морские круизы – она продолжается после высадки на берег и длится от нескольких часов до нескольких дней. Но у таких пациентов, как госпожа Джосселин, мозг уже не в состоянии адаптироваться к нормальным условиям – это называют mal de debarquement, «дебаркационной болезнью».

Признаки этого расстройства включают головокружение, тошноту и постоянное ощущение качки, и такое состояние может продолжаться десятилетия после одного-единственного морского путешествия. Мэри Ричардс (Mary Richards), 37-летний психотерапевт из Пало Альто (Palo Alto) в Калифорнии, страдающая «дебаркационной болезнью», сравнивает свое состояние с постоянным пребыванием на тележке-качелях в луна-парке.

Невропатолог Тимоти Хэйн (Timothy C. Hain) изучил группу из 26 больных, на протяжении длительного времени страдающих морской болезнью на берегу, и опубликовал первое научное исследование, посвященное «дебаркационной болезни». Среди пациентов большую часть составляли женщины средних лет. Большинство из них пробовало много различных лекарств, включая очень сильные, но ничего не помогало. После многолетних исследований индивидуальных историй болезней пациентов доктор Хэйн сформулировал теорию «дебаркационной болезни».

Пытаясь приспособиться к качке, мозг страдающего этим расстройством человека создает определенную модель движения плоскости, на которой находится пациент, продолжая следовать ей и тогда, когда плоскость неподвижна. Доктор Хэйн заметил, что многие больные чувствуют себя лучше, когда находятся в движущемся объекте: лодке, автомобиле или самолете. «Когда я сажусь в автомобиль, дискомфорт уменьшается,» – заметила госпожа Джосселин. Согласно теории доктора Хэйна, так происходит потому, что внутренняя модель движения начинает совпадать с внешней.

Доктор Карлос Гордон (Carlos Gordon) из Израиля замечает, что есть много пациентов, которые начинают чувствовать симптомы морской болезни после черепно-мозговой травмы или вирусной инфекции. Найти для таких пациентов эффективный курс терапии весьма трудно, и врачи рекомендуют больным «дебаркационной болезнью» создавать группы для оказания друг другу психологической и моральной поддержки.