Метан на экзопланетах: жизнь или метеориты?

В последние годы астрономы обнаружили сотни экзопланет. Многие из них получают достаточно тепла от своих звезд для сохранения воды на поверхности планеты, что считается признаком пригодности для существования...

В последние годы астрономы обнаружили сотни экзопланет. Многие из них получают достаточно тепла от своих звезд для сохранения воды на поверхности планеты, что считается признаком пригодности для существования жизни.

Наземные обсерватории могут сканировать атмосферы экзопланет на предмет признаков внеземной жизни. Каждая молекула поглощает определенный вид света, что позволяет определять типы молекул по их спектрам. Некоторые соединения (или их сочетания) характерны для земной формы жизни и в соответствии с этим считаются признаками и жизни в космосе.

Один из ключевых в этом смысле газов – метан, горючий органический газ без цвета и запаха, на Земле производимый микробами. В течение более чем 40 лет признаки метана наблюдаются на Марсе, и это первое обнаруженное там органическое соединение.

Хотя жизнь прямо или косвенно производит почти весь метан в земной атмосфере, это не единственный источник этого газа. К примеру, его может производить вулканическая активность. Другой возможный источник метана – углеродистые метеориты, создающие метановые соединения при сгорании в атмосфере. В поясе астероидов Солнечной системы такие метеориты преобладают.

"Это может создавать проблему, поскольку поиск жизни на экзопланетах основан на спектральном анализе их атмосфер, который использовался и для обнаружения метана в атмосфере Марса", – говорит Ричард Корт, планетарный геолог Имперского колледжа Лондона.


Метан на Марсе

Согласно недавнему исследованию, осколочные диски, способные создавать количество метана, принимаемое за признаки жизни, могут существовать в очень молодых звездных системах или системах под тяжелым напором внешних тел, таких как поздняя тяжелая бомбардировка в Солнечной системе около 3,9 млрд. лет назад, кода миллионы камней атаковали Землю и остальную систему в течение примерно 100 млн лет.

"Астрономы могли даже наблюдать аналоги поздней тяжелой бомбардировки в других звездных системах", – говорит Корт.

Чтобы оценить количество метана, которое может быть создано на экзопланетах углеродистыми метеоритами, ученые подсчитали, насколько "запыленной" была тогда Солнечная система. Сейчас на Землю падает около 40 тыс. тонн астероидов в год; на Марс – около 12 тыс. тонн. По оценкам исследователей, во время поздней тяжелой бомбардировки это количество было в 1000-10000 раз больше, что за всю ее продолжительность составило около 33 квадриллионов тонн для Земли и 1,7 квадриллиона тонн для Марса. Такого объема вполне достаточно для получения экзопланетой количества метана, считающегося признаком возможной жизни.