Крупнейшая партия ядерных отходов прибыла в Петербург

Как сообщает пресс-служба Greenpeace России, 18 марта немецкое судно Schouwenbank прибыло...

Как сообщает пресс-служба Greenpeace России, 18 марта немецкое судно Schouwenbank прибыло в порт Петербурга. На его борту находится крупнейшая партия радиоактивных отходов – 1250 тонн отвального гексафторида урана (ОГФУ) с одного из заводов компании URENCO в Германии.

Согласно техническим требованиям, цистерны с радиоактивными отходами сразу же после прибытия должны быть перегружены для дальнейшей транспортировки и покинуть территорию порта. Через жилые районы Санкт-Петербурга груз проследует на предприятие «Изотоп» в пос. Капитолово Ленинградской области. После этого ОГФУ отправят в Сибирь на одно из предприятий, перерабатывающих радиоактивные отходы.

В Россию из Западной Европы уже ввезено около 100 тыс. тонн обедненного гексафторида урана – якобы на дообогащение. Известно, что из всего количества ввезенных урановых «хвостов» в страну происхождения ОГФУ возвращается только до 10% от всего ввозимого сырья, а остальное, в нарушение Закона «Об охране окружающей среды», остается в России на хранение.

Отвальный гексафторид урана является побочным продуктом обогащения природного урана и не подлежит использованию в ближайшей перспективе. Как следствие, он нигде не находит широкого коммерческого применения.

Гексафторид урана крайне опасен. В истории советской атомной промышленности были аварии с выбросом этого вещества, в результате которых погибли люди. Между тем, условия его хранения на российских предприятиях не отвечают современным требованиям, это признает даже Госатомнадзор. ОГФУ транспортируется и хранится в цилиндрических стальных контейнерах, которые складируются на промышленных площадках под открытым небом. В результате контейнеры постепенно разрушаются и подвергаются коррозии.

Чтобы избежать высоких расходов по хранению и утилизации отвального гексафторида урана в Европе, западноевропейские компании направляют ОГФУ в Россию, формально на переработку. Даже с учетом расходов на транспортировку, такие контракты для них выгодны: из всего количества урановых «хвостов», ввезенных в Россию, обогащается и направляется обратно за рубеж около 10%, еще 20% используются, а оставшиеся 70% - навсегда остаются храниться в нашей стране, так как не подлежат дальнейшему использованию. Отвальный гексафторид урана зарубежного происхождения переводят в федеральную собственность Российской Федерации. Таким образом, на территории России создается система международных могильников ядерных отходов.