Коровье бешенство - исчезает или готовит новую эпидемию?

Губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота – в народе "коровье бешенство" – практически исчезла через 25 лет после своего появления. Однако специалисты предупреждают, что возможен новый всплеск...

Губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота – в народе "коровье бешенство" – практически исчезла через 25 лет после своего появления. Однако специалисты предупреждают, что возможен новый всплеск заболеваемости.

Проведенный журналом New Scientist анализ последних статистических данных, касающихся заболевания, которое на десятилетия вычеркнуло говядину из меню населения многих стран и нанесло колоссальный удар по производству говядины во всем мире, показал, что так называемое "коровье бешенство" близко к исчезновению.

Согласно данным ВОЗ, в 2010 году во всем мире было зарегистрировано только 17 случаев коровьего бешенства, 7 из них – в бывшем эпицентре эпидемии - Великобритании, где заболевание было впервые идентифицировано в 1986 году. На сегодняшний день неизвестны данные на 2010 год для Испании и Португалии (в этих странах в период 1999-2003 гг. были зарегистрированы мини-эпидемии), однако эти цифры не должны внести существенных изменений в мировую тенденцию.

В 1992 г. – на пике эпидемии – в Великобритании было зарегистрировано 37 280 случаев губкообразной энцефалопатии. В течение 10 лет заболевание распространилось по Европе, проникло в Японию, а в 2003 году – в США. На сегодняшний день от коровьего бешенства погибло 170 человек, заразившихся преимущественно при употреблении инфицированного мяса. Средний возраст погибших составил 28 лет, для сравнения, человеческий эквивалент заболевания – болезнь Крейтцфельда-Якоба, – как правило, уносит жизни 70-летних.

Активная исследовательская работа позволила оперативно выявить виновников заболевания – неизвестные ранее инфекционные агенты, представляющие собой мутировавшие белки тканей мозга. Оказалось, что заболевание распространяется через корм для скота, содержащий остатки мозга инфицированных коров и овец (овечий аналог болезни называется "скрепи"). В 1988 году британское правительство запретило добавлять в корма мясо и костную муку, что разорвало порочный круг. Однако из-за длительного инкубационного периода заболеваемость коровьим бешенством среди людей продолжала расти до 1992 года, после чего началось ее стабильное снижение, которое в ближайшие годы должно привести к полному исчезновению заболевания.

Не до конца ясно, почему в стране, практически все население которой употребляло инфицированную говядину, коровьим бешенством заболело относительно небольшое количество людей. Возможным объяснением является наличие эффективных межвидовых барьеров, которые должны преодолеть прионы крупного рогатого скота, чтобы вызвать заболевание у человека.

Наибольшее беспокойство у специалистов вызывает возможность развития второй волны заболеваемости. Восприимчивость человека к коровьему бешенству зависит от его генотипа. Существуют 2 варианта соответствующих генов, M и V, и 3 возможные их комбинации: MM, MV и VV. Все зарегистрированные на сегодняшний день инфицированные имели генотип MM, встречающийся у 37% популяции. Однако люди с другими комбинациями также могут входить в группу риска. На это указывает опыт со сходным заболеванием "куру", зарегистрированным в Папуа-Новой Гвинее и передававшимся при ритуальном поедании мозгов умерших родственников на их похоронах, которое ранее практиковали аборигены этой страны.

Большинство жертв куру имело генотип MM, однако через некоторое время заболевание развилось и у группы людей с генотипом MV, что указывает на обеспечиваемый данной комбинацией генов более длительный инкубационный период.

Судя по всему, несмотря на оптимизм ученых и принимаемые жесткие меры контроля над разведением крупного рогатого скота, полностью забывать о существовании угрозы новой волны заболеваемости коровьим бешенством не стоит.