Конгресс США пересматривает программу метеоспутников NPOESS
11 мая 2006 года комитет по науке палаты представителей Конгресса США рассматривал программу новых метеорологических спутников в связи со срывом графика разработки и чрезмерным...
11 мая 2006 года комитет по науке палаты представителей Конгресса США рассматривал программу новых метеорологических спутников в связи со срывом графика разработки и чрезмерным ростом стоимости проекта.
Программа NPOESS (National Polar-orbiting Operational Environmental Satellites Национальная полярно-орбитальная система оперативных спутников контроля окружающей среды) была начата в 1994 году с проектной стоимостью $6,5 млрд. Планировалось изготовить шесть спутников NPOESS, которые с 2008 года заменили бы две старые метеопрограммы: военную DMSP и гражданскую POES-NOAA. Внимание Конгресса привлек рост стоимости проекта на $3 млрд. и трехлетняя задержка в реализации из-за неудовлетворительного менеджмента, который осуществляют три ведомства: министерство ВВС, управление по исследованию океанов и атмосферы NOAA и космическое агентство NASA.
В ходе проведенного расследования вскрыты любопытные факты. Так, ведущий разработчик программы компания Northrop Grumman получила поощрительные премии на скромную сумму $123 млн. (84% от общей возможной премии по проекту), которые должны выплачиваться за выполнение контракта в срок и в пределах установленного бюджета. Конгрессмены подвергли серьезной критике действия топ-менеджеров программы NPOESS, особенно досталось руководителям NOAA. Менеджеры NPOESS вовремя не уделили должного внимания проблемам в разработке ключевого датчика многоканального радиометра VIIRS.
Срыв реализации NPOESS может привести к возникновению разрыва в сборе метеоданных существующими спутниками POES-NOAA и перспективными космическими аппаратами NPOESS. Опасность скорее теоретическая, так как ВВС создали большой запас военных метеоспутников DMSP на Земле, но в США ей придается большое значение, особенно после катастрофических последствий ураганов «Катрина» и «Рита». По словам председателя комитета по науке Конгресса, «деградированная спутниковая метеосистема будет оплачиваться жизнями людей».
В настоящее время программа NPOESS пересматривается в соответствии с положением Нанна-Маккёрди, военная программа подлежит пересмотру в случае превышения проектной стоимости на 25%. Конгресс может закрыть программу или подвергнуть её реструктуризации, что будет окончательно определено в июне 2006 года. Один из конгрессменов обратился к президенту Бушу с просьбой спасти NPOESS, так как «снижение качества 57-дневных метеопрогнозов может привести к потерям в бизнесе и разрушениям недвижимости в десятки миллиардов долларов».
Проблема отсутствия национальных метеоспутников, чего опасаются конгрессмены США, в России стала реальностью. Росгидромет после выхода из строя последнего метеоспутника «Метеор-3М» №1 получает основной объем космической метеоинформации от спутников POES-NOAA, которые американцы собираются заменять. Новый российский метеоспутник «Метеор-М» №1, по планам ФКП-2015, планировалось запустить в 2006 году, но на прошедшей в апреле конференции в Ханты-Мансийске представители предприятия ВНИИЭМ сообщили, что летные испытания нового «Метеора-М» начнутся в 2007 году. К сожалению, проблемы чрезмерного роста стоимости и задержки сроков реализации космических проектов не обошли стороной и российские метеопрограммы.