Китайский истребитель пятого поколения: появился прототип

Перед новогодними праздниками в интернете появились фотографии и видео китайского истребителя пятого поколения J-20. Скептики говорили о подделке, эксперты - о возможном изменении в соотношении сил...

Перед новогодними праздниками в интернете появились фотографии и видео китайского истребителя пятого поколения J-20. Скептики говорили о подделке, эксперты - о возможном изменении в соотношении сил и технологическом прорыве КНР.

Фотографии с равным успехом могли быть как подделкой, так и снимками реального самолета, который уже совершил первые пробные полеты. На некоторых снимках отчетливо видны характерные черты стелс-истребителя: зализанные очертания, треугольные крылья, разваленные кили. Самолет длинной около 21 м выглядит как объединение передней части фюзеляжа американского F-22 с задней частью российского Т-50. J-20 крупнее F-22 и, возможно, может нести большие боевую нагрузку и запас топлива. Надо отметить, что американские военные официально пока никак не отреагировали на появление фото J-20. Однако, комментируя перспективы F-22, министр обороны США Роберт Гейтс уже признавал, что китайцы работают над стелс-истребителем, но подчеркнул, что у Китая не будет "никакого самолета пятого поколения к 2020 году", в то время как США к этому времени будут иметь более тысячи F-22 и F-35.

Сомнения в подлинности фотографий развеялись с появлением сообщений информагентств том, что вчера J-20 совершил публичный полет, совпавший со вторым днем визита Роберта Гейтса в Китай. J-20 - большой шаг вперед для китайских военно-воздушных сил, которые сегодня опираются в основном на самолеты, купленные в России.

J-20, возможно, оснащен российскими двигателями АЛ-31Ф – по-прежнему лучшими двигателями из всех, к которым Китай имеет доступ. Для потяжелевшего истребителя мощности этих двигателей явно недостаточно, и для J-20, вероятно, понадобится разработать новые двигатели, а это может потребовать много времени. Однако есть основания полагать, что J-20 оснащен новейшим китайским двигателем WS-10G с полностью цифровой системой управления. За создание этого двигателя 6 января в Институте оборудования ВВС НОАК председатель КНР Ху Цзиньтао (Hu Jintao) наградил главного инженера Института оборудования ВВС Гана Сяохуа (Gan Xiaohua) медалью. WS-10G обладает тягой на форсаже в 15810 кг и превосходит АЛ-31Ф (12500 кгс).


J-20 - реальный летающий прототип истребителя пятого поколения

В настоящее время Китай производит достаточно современное оборудование, такое как бортовые системы раннего предупреждения, дозаправки топливом в воздухе, РЛС и др. По мнению ряда военных экспертов, если китайским инженерам удастся преодолеть технологический барьер в области современных реактивных двигателей, то страна будет в состоянии производить современные истребители. Это существенно увеличит военный потенциал КНР и позволит доминировать в регионе.

По поводу принадлежности J-20 к пятому поколению истребителей у экспертов есть сомнения. Так, аналитик американской компании Teal Group, занимающейся анализом аэрокосмического и оборонного рынка, Ричард Абулафиа (Richard Aboulafia) объясняет, что современный истребитель это комплекс, по крайней мере 11 факторов, которые и делают его по-настоящему эффективным. Прежде всего, это качественное планирование миссий, талантливый и дисциплинированный пилот, хороший обслуживающий персонал, точное оружие, передовые радиолокационные и другие электронные системы, а также специальные самолеты наблюдения и управления авиацией и надежная служба дозаправки в воздухе. По мнению Ричарда Абулафиа из всех ключевых аспектов Китай имеет пока только самолет, да и то без подходящих двигателей.