Карта мозга: кто в ответе за интеллект
Ученые из Университета Иллинойса впервые в истории нейробиологии составили карту физической архитектуры интеллекта в головном мозге. Другими словами, теперь ученым известно, где именно расположен ум...
Ученые из Университета Иллинойса впервые в истории нейробиологии составили карту физической архитектуры интеллекта в головном мозге. Другими словами, теперь ученым известно, где именно расположен ум человека и примерно как он работает.
В ходе масштабного исследования ученые провели наиболее глубокий и полный анализ результатов сканирований мозга уникальных подопытных: 182 ветеранов Вьетнама с высоколокализованными повреждениями мозга, полученными в результате проникающей травмы головы. Для того чтобы обнаружить в мозге структуры, отвечающие за интеллект, нужны именно такие пациенты - со специфическими формами когнитивных нарушений. "Подопытных" подобного типа крайне мало, поскольку при травмах(контузии, инсульты и т.д.) обычно поражаются целые участки мозга, что осложняет задачу определения когнитивного вклада конкретных структур мозга.
Участки мозга, отвечающие за интеллект
Сравнивая когнитивные способности пациентов с определенной травмой, с теми пациентами, у которых аналогичные участки мозга целы, ученые составили с помощью компьютерной томографии трехмерную карту мозга. На этой карте, состоящей из 3000 вокселей (трехмерных пикселей), можно увидеть, какие участки мозга отвечают за интеллект человека.
Выяснилось, что общий интеллект зависит от некоторых регионов мозга и связей между ними. В первую очередь, это левая префронтальная кора головного мозга (за лбом), левая височная кора (за ухом) и левая теменная кора (в верхней задней части головы). Большую роль играют и ассоциативные пути в белом веществе головного мозга, которые соединяют регионы, отвечающие за интеллект.
Исследователи также обнаружили, что области мозга, отвечающие за планирование, самоконтроль и др., в значительной степени определяют общий интеллект. Судя по всему, эпитет «умный» неразрывно связан со способностью планировать работу, умением сконцентрироваться на выполнении задачи, приобретении новых навыков и т.д.
В целом, новое исследование доказывает, что интеллект опирается не на одну определенную область мозга, а на скоординированную работу нескольких регионов мозга и мощные ассоциативные связи, позволяющие интегрировать различную информацию.