Индийский шаттл отправится в космос в 2030 году

Директор индийского Космического центра Викрама Сарабхаи (VSSC) Париваккам Субраманиам Веерарагхаван (Parivakkam Subramaniam Veeraraghavan) заявил, что Индия активно разрабатывает многоразовый космический...

Директор индийского Космического центра Викрама Сарабхаи (VSSC) Париваккам Субраманиам Веерарагхаван (Parivakkam Subramaniam Veeraraghavan) заявил, что Индия активно разрабатывает многоразовый космический корабль. Планируется, что первый запуск индийского шаттла состоится в 2030 году.

Директор VSSC также подчеркнул, что в настоящее время индийская организация космических исследований (ISRO) работает над проектом пилотируемых космических полетов Human Spacelift Project (миссия запланирована на 2015 год) и проектом по исследованию Луны Chandrayan-II, реализация которого намечена на 2013 год.

По словам главы VSSC, конфигурация и дизайн крылатого многоразового корабля-демонстратора технологий (RLV-TD) уже выбрана. С появлением собственного многоразового транспорта, способного доставлять на орбиту различные грузы, Индия станет второй после США страной, которая обладает подобной космической техникой.


Макет RLV-TD, представленный на выставке Aero India 2009. Слева носовой обтекатель шаттла с теплозащитой.

Макет будущего индийского шаттла был представлен на выставке Aero India 2009, а первое упоминание об индийском шаттле было в 1998 году, на выставке Aero India 98. Тогда предполагалось, что RLV-TD станет транспортным беспилотным средством для доставки грузов и будет иметь ограниченные возможности по передвижению в космическом пространстве. Процесс доставки груза с помощью индийского шаттла должен был выглядеть следующим образом: ракета-носитель S-9 с установленным наверху шаттлом после выработки топлива возвращается на землю на парашюте, шаттл сбрасывает груз на нужной орбите и сразу возвращается в атмосферу, а затем садится по-самолетному. Сам шаттл, названый AVATAR, предполагалось оснастить прямоточным воздушно-реактивным двигателем, который не требует баков с окислителем. Размер аппарата, по сравнению с американскими пилотируемыми шаттлами, небольшой, скорее он похож на беспилотный аппарат ВВС США Х-37В. Планируется, что AVATAR будет схож по габаритам с истребителем МИГ-25 и сможет выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку весом до 1000 кг. По расчетам индийских специалистов, стоимость вывода грузов с помощью нового шаттла будет рекордно низкой – менее 70 долл. за 1 кг. Ресурс аппарата должен составить не менее 100 запусков.

Проект Chandrayan-II Индия реализует совместно с Россией. Он будет состоять из космического аппарата и посадочной платформы с луноходом. Совместное индийско-российское предприятие должно полностью подготовить проект к запуску в 2013 году. При этом посадочная лунная платформа будет изготовлена в России, а луноход – в Индии. Chandrayan-II должен составить трехмерную карту Луны, а также провести анализ химического и минерального состава лунной поверхности.

Читайте на CNews
Энергоэффективное освещение: эффекта нет?
Эксперты рассказали об основных проблемах внедрения ВКС
«1С» и Microsoft расширили линейку совместных продуктов для малого бизнеса