Холодные годы приводят к войнам и эпидемиям

Климатологи давно внушают историкам мысль, что всеми нашими тотальными бедами – кровопролитными войнами, голодом...

Климатологи давно внушают историкам мысль, что всеми нашими тотальными бедами – кровопролитными войнами, голодом, разрухой, эпидемиями - управляет погода. Приводятся в пример седьмой век с его небывалыми холодами, начало средневековья, после которого понадобилось Возрождение, чтобы Европа хоть как-то "отошла" от нищенских и кровавых времен. Вспоминают семнадцатый век с его Тридцатилетней войной, во время которой вся Европа тоже была во власти Ледяной королевы. В это же самое время манджурские орды успешно атаковали Великую китайскую стену, а чуть позже в Европу пришла Черная смерть, выкосившая треть европейского населения.

Чтобы подкрепить слова цифрами, географ Дэвид Джанг из Университета Гонконга вместе со своими коллегами провел статистический анализ, пытаясь найти связь температурных флуктуаций с социоэкономическими, демографическими, экологическими и другими данными, доставшимися нам от прошлых веков. Они собирали данные по четырнадцати параметрам для доиндустриальной Европы с шестнадцатого по восемнадцатый век – это рост человека, цена золота на рынке, ширина древесных колец и др. Воспользовавшись довольно мощным аналитико-статистическим методом, известным как "анализ причинности Грэнджера", исследователи смогли доказать, что холодные года не только совпадают с черными полосами бедствий, но и с полной очевидностью коррелируют с ними, являясь одной из причин, которые их вызывают.

По словам ученых, им удалось подтвердить тот факт, что светлая полоса - относительного мира и относительного благоденствия – не просто сменяет черную, а является ее прямым следствием. 90 страшных лет Европы, начавшихся в 1560 году с укороченного из-за холодов периода созревания злаков, состояли сплошь из голодов, эпидемий и конфликтов. В 1650-м году погода стала налаживаться и с 1660-го года, с коронацией Карла Второго, началась благословенная Эпоха просвещения.

Статья вызвала множество протестов как со стороны историков, так и со стороны палеоклиматологов. Одни сожалели, что авторы не распространили свое исследование на индустриальную эпоху, начавшуюся в 19-м веке, которая, по общему мнению, сделала человечество менее зависимым от погоды. Историки тоже не поддержали новость и заявили, что температурами ситуация не ограничивается, что нужно еще учитывать воздействие на людей религии, торговли и других, не менее важных факторов. Климатологи уверены, что кроме температуры, нужно учитывать и другие погодные аномалии, например, дожди, которые воздействуют на состояние общества с той же силой.