Геймеры обогнали суперкомпьютер в поиске оптимальных структур белков
Люди, играющие в компьютерные игры, в некоторых случаях могут сравниться и даже превзойти суперкомпьютеры по вычислительной мощности. Применить эти способности на деле можно в новой игре FoldIt: она...
Люди, играющие в компьютерные игры, в некоторых случаях могут сравниться и даже превзойти суперкомпьютеры по вычислительной мощности. Применить эти способности на деле можно в новой игре FoldIt: она предлагает людям использовать интуицию для создания трехмерных структур протеинов.
Обычно для этих целей ученые используют рентгеновскую кристаллографию, но такая технология очень дорога, медленно работает и не подходит для определения структуры некоторых протеинов. Но и виртуальное моделирование не так просто - оно требует больших вычислительных мощностей, ведь даже протеин среднего размера теоретически может иметь больше форм, чем существует частиц во всей Вселенной.
Решить эту проблему взялись двое ученых из Вашингтонского университета (Сиэтл) - молекулярный биолог Дэвид Бейкер (David Baker) и Зоран Попович (Zoran Popovic). Они разработали относительно простую видеоигру, в которой можно захватывать, толкать и растягивать 3D-модель белка. Цель игрока – собрать как можно больше очков путем минимизации полной энергии протеина. FoldIt стала хитом – с мая 2008 года ее скачали более 100 тысяч человек.
В журнале Nature от 5 августа 2010 года создатели игры опубликовали результаты своего эксперимента. Точность прогнозирования структуры белков с помощью игры оказалась самой высокой из всех аналогичных экспериментов, включая использование ресурсов домашних компьютеров по старой программе Rosetta@home. Выяснилось, что пространственное мышление человека намного превосходит все существующие компьютерные алгоритмы. И хоть компьютеры обгоняют мозг человека по количеству операций в секунду, но для такого воображения, как у людей, им еще очень далеко.