Физики хотят переименовать бозон Хиггса
В среде исследователей, особенно тех, кто работает в ЦЕРНе на Большом адронном коллайдере, все громче звучат требования переименовать бозон Хиггса, который в последнее время превратился в икону современной...
В среде исследователей, особенно тех, кто работает в ЦЕРНе на Большом адронном коллайдере, все громче звучат требования переименовать бозон Хиггса, который в последнее время превратился в икону современной физики. Причем само название "бозон Хиггса" ни у кого неприятия не вызывает, люди возражают против его клички "частица Бога".
"Я ненавижу это название, - говорит Вивек Шарма из Калифорнийского университета, возглавляющий поиски этой частицы на CMS, одном из четырех детекторов суперколлайдера. – Сам я не слишком религиозен, но мне кажется, что это оскорбляет чувства верующих".Его мнение разделяют множество других физиков. Они считают, что кличка сама по себе ужасна и не отражает сути частицы, которая ничуть не божественна и характерна лишь своей неуловимостью и тем, что она наделяет другие частицы массами.
Особенно гневно против этой клички выступает Нобелевский лауреат Леон Ледерман, с подачи которого она и прижилась в прессе. Все началось с его книги "Частица Бога: если Вселенная - это ответ, то что было вопросом?", опубликованной в 1994-м году. Ледерман утверждает, что в заглавии, которое предложил он, упоминалась не частица Бога, а "проклятая частица" - Goddamn Particle. Этим он хотел подчеркнуть неуловимость частицы, но издатели посчитали название слишком длинным и уговорили ученого сократить его таким нестандартным способом. И теперь физики винят и издательство, и самого Ледермана, "во всех остальных отношениях прекрасного человека", малодушно согласившегося на "частицу Бога".
"Издатели придумали эту кличку, чтобы заработать побольше денег на продаже книги, - как бы подытоживая общее возмущение, говорит Мэт Штресслер, физик из Рутгерского университета (США). – Она в оскорбительной форме искажает смысл и науки, и религии".
Диапазон кличек, придуманных физиками на замену "частицы Бога", широк – от "массона" (по аналогии с глюоном, фермионом, тем же бозоном и пр.) до "сверххолодной неденоминируемой частицы" - но вряд ли хоть одна из них войдет в обиход. Видимо, сознавая свою беспомощность в словообразовании, многие из них начинают говорить не о переименовании, а о запрете "частицы Бога" – пусть остается бозон Хиггса, говорят они. Однако если с переменой или просто отменой официального названия еще можно попытаться что-то сделать, то кличка, как показывает практика наших пенитенциарных заведений, пристает намертво. Похоже, что поймать частицу Бога за фалды куда легче, чем переименовать.
Читайте на CNews
Исследуем экзопланеты: как могут жить чужие?
Комета прошла сквозь пламя Солнца и выжила?
10 гигапарсек в миниатюре: в Корее появилась крупнейшая модель Вселенной