Экспериментальный лес поможет выработать стратегию борьбы с парниковым эффектом
В настоящее время предполагается, что выброс углекислого газа в атмосферу автомобилями, промышленными предприятиями и другими источниками к 2050 году удвоится. Увеличение концентрации углекислого газа приведет к ускорению роста растительности и, следовательно, к увеличению объема перерабатываемого растительной массой углерода. Подобные предположения привели к мысли о том, что рост деревьев позволит справиться с возрастающей нагрузкой на атмосферу. Однако предыдущие эксперименты были не вполне корректными, поскольку проводились в лабораторных условиях, где невозможно в полной мере воспроизвести такие характеристики реальной климатической и природной среды, как влажность, температурный режим, осадки.
Чтобы восполнить этот пробел, ученые из Дюкского (Duke) университета под руководством Уильяма Шлезингера (William Schlesinger) провели мониторинг роста взрослых деревьев в Дюкском лесу. Для постоянного контроля были отобраны шесть участков деревьев, окруженных 32 вертикально расположенными трубами каждый. Каждый участок занимал 30 м в диаметре. На трех участках по трубам прокачивался воздух с содержанием углекислоты, ожидаемым в атмосфере к 2050 году; в трех других прокачивался обычный воздух, типичный для нашей эпохи. Осуществлялся контроль за содержанием углекислоты внутри колец, при необходимости его концентрация регулировалась.
Выяснилось, что деревья в "атмосфере 2050 года" связывали на 27% больше углерода, чем деревья в контрольных участках. Однако даже такой рост переработки СО2 в 2050 позволит связать только 10% углекислоты, вырабатываемой человеком.
Специалисты отмечают также иные факторы, снижающие эффективность лесов в переработке СО2. Потепление вследствие парникового эффекта повысит температуру атмосферы, а следовательно, приведет к росту числа лесных пожаров и, соответственно, повышенному выделению углекислоты. Кроме того, гниение опавших листьев также является весьма существенным источником углекислоты, особенно в реках и во влажных лесах поймы Амазонки.
Источник: по материалам журнала New Scientist.