Экспериментальный детектор следит за кораблями с МКС

Экспериментальный детектор морских судов, установленный на Международной космической станции, успешно обнаружил и сопроводил более 60 тыс. кораблей и продемонстрировал возможность отслеживать маршруты...

Экспериментальный детектор морских судов, установленный на Международной космической станции, успешно обнаружил и сопроводил более 60 тыс. кораблей и продемонстрировал возможность отслеживать маршруты отдельных судов на протяжении нескольких месяцев.

Детектор установлен на европейский исследовательский модуль Columbus, его первое включение состоялось 1 июня. Система слежения обнаруживает сигналы автоматической идентификационной системы (AIS), которую используют порты и береговая охрана для слежения за локальным морским трафиком. Все международные суда, пассажирские и грузовые, водоизмещением больше 300 тонн в обязательном порядке оснащаются УКВ-передатчиками AIS.

Сигналы AIS имеют радиус всего 50 км и предназначены для использования только на местном уровне. Норвежский оборонный научный центр (FFI) создал чувствительный приемник NORAIS, который затем установили на МКС, что позволило получать сигналы AIS с расстояния до 2000 км.

Эта инициатива, финансируемая Европейским космическим агентством, является частью концепции использования МКС в качестве платформы для наблюдения и контроля за нашей планетой. Наклонен орбиты станции и ее высота отличаются от соответствующих параметров спутников, что позволяет наблюдать почти за 95% морских судов. Только за четыре месяца NORAIS зафиксировал почти 30 млн сообщений AIS от более чем 60 тыс. различных передатчиков. Эти результаты дают представление о движении судов под орбитой станции, с покрытием, проходящим по всем полярным широтам.

С помощью приемника, установленного на МКС, можно определить, где именно находится определенное судно, что важно знать службам и органам, контролирующим морское пространство.

С орбиты приемник NORAIS имеет поле зрения в 4400 км. Проще всего сигнал обнаруживается, когда суда находятся на большом удалении друг от друга, в открытом океане. В оживленных регионах, таких как Ла-Манш, Северное море или Малаккский пролив, сигналы AIS накладываются друг на друга и суда "теряются в толпе". Тем не менее это не проблема, поскольку в этих районах большая плотность покрытия прибрежными базовыми станциями.