Cекрет венецианской акустики – в толпе

В эпоху Возрождения Венеция, помимо всего прочего, подарила миру прекрасную полифоническую музыку и совершенно новое пение раздельными хорами - coro spezzato. Исполнялись все эти композиции, как правило...

В эпоху Возрождения Венеция, помимо всего прочего, подарила миру прекрасную полифоническую музыку и совершенно новое пение раздельными хорами - coro spezzato. Исполнялись все эти композиции, как правило, в базиликах главных храмов города, но вот что странно – эти базилики, бережно сохраненные до наших времен, имеют совершенно неподходящую для таких вещей акустику. Тонкие нюансы полифонии и пространственный "стереоэффект" coro spezzato непременно теряются в гулком эхе, многократно отражающемся от стен и потолков огромных и высоких залов.

Тем не менее, в праздничные дни ситуация с акустикой кардинально менялась. Во всяком случае, именно об этом говорят музыкальный технолог Брекстон Борен из Нью-Йоркского университета и британский физик Малькольм Лонгэр из Кембриджа. Они создали компьютерные модели двух знаменитых залов Венеции – в соборе Святого Марка и церкви Спасителя - и при этом учли звукопоглощающие свойства гобеленов, мягких стульев и множества людей, заполнявших эти помещения в праздничные дни.


В заполненном зале собора Святого Марка музыка зазвучит по-другому

Ключ к акустике - во времени реверберации, то есть длительности периода от появления звука до момента, когда он полностью утихнет. Сегодня в пустых залах она длится занимает порядка 7 секунд - это слишком долго и может погубить любую музыку. В свою очередь, если залы заполнены до отказа, период реверберации гораздо короче – таким образом длительное эхо не мешает слушателям воспринимать музыку и пение во всех тонкостях. Примечательно, что лучше всего музыка звучит именно в тех местах, где садилась знать города. Самая короткая реверберация в базилике собора Святого Марка – 1,5-2 секунды – приходилась как раз на место, предназначенное для венецианского дожа.

Открытие влияния толпы на акустику парадоксальным образом подкрепило другую, довольно противоречивую теорию, согласно которой музыка в концертных залах Европы в девятнадцатом веке звучала значительно лучше, чем в начале двадцатого. Теория обвиняла в том мужчин – когда обязательным требованием светского дресс-кода стало требование приходить на концерты во фраках, множество огромных накрахмаленных манишек, направленных на сцену и оркестровую яму, создавали сильное эхо и существенно усиливали реверберацию. Впрочем, это умозрительная теория, и компьютерным моделированием ее пока что не проверяли.

Читайте на CNews
Беспилотный краудсорсинг: американцы создают военную технику всей страной
Микрочипы из галлия могут жить в человеке
Шифр будущего: данные будут передавать на одном фотоне