Боевой тренажер для пилота: от реальности не отличить
Компания Boeing подписала с Научно-исследовательской лабораторией ВВС США трехлетний контракт на сумму 6,3 млн долл. на дальнейшую разработку перспективного авиатренажера ILVC. В рамках этого контракта...
Компания Boeing подписала с Научно-исследовательской лабораторией ВВС США трехлетний контракт на сумму 6,3 млн долл. на дальнейшую разработку перспективного авиатренажера ILVC. В рамках этого контракта в систему включат истребители F-15E и F/A-18E, а в конце 2013 года пройдет демонстрация ILVC на авиабазе Неллис.
ILVC является потомком внутреннего исследовательского проекта Boeing Alpine 2007 года. В том проекте F-15E использовался в качестве тестовой платформы. Нынешний проект является расширенной версией системы Alpine и обладает особенными характеристиками, объединяя в ходе учений реальные самолеты и виртуальные модели. Это позволяет загружать симуляцию угроз и моделировать боевую обстановку на дисплеях реального самолета. Достоверность симуляции такова, что пилоты не могут отличить ее от реальности. Данные в систему ILVC загружаются с помощью стандартной системы коммуникации Link 16 на IP-сеть, разработанную Boeing для другого проекта.
В недавних испытаниях ILVC уже использовали виртуальные модели. Два истребителя F-15E и F/A-18E, вооруженные виртуальным оружием "воздух-воздух" и "воздух-земля", во взаимодействии с виртуальным самолетом ДРЛО AWACS сошлись в учебном бою с двумя реальными истребителями F-16, виртуальным Су-27 и несколькими истребителями, имитирующими Су-27. Также в учении участвовали несколько ЗРК, имитирующих различные зенитные системы условного противника, а также наземные движущиеся цели. Летчики не нашли никаких различий между реальными и смоделированными целями: на тактических дисплеях они выглядели и действовали одинаково.
Проект ILVC должен помочь преодолеть недоверие к виртуальному моделированию и смешению реальной и виртуальной техники на учениях. Перспективы данной технологии огромны, поскольку она позволяет проигрывать любые боевые сценарии с участием любого количества техники.
С внедрением новой системы есть ряд проблем, в частности необходимо подготовить новые процедуры обучения. Также есть проблема интеграции ILVC и бортовой электроники самолетов 5-го поколения, которые оснащены защищенными системами и имеют ограниченное количество исходящих коммуникационных каналов.
Надо отметить, что аналогичную систему разрабатывает и компания Lockheed Martin. Их система под названием ACES уже испытывалась на самолетах F-16, F-22 и F-35, и весной этого года будет впервые официально продемонстрирована американским военным.