Беспилотники научились дозаправлять друг друга

Специалисты DARPA совместно с НАСА завершили очередные летные испытания системы автоматической воздушной дозаправки беспилотников (программа AHR).

Два модифицированных беспилотных разведчика...

Специалисты DARPA совместно с НАСА завершили очередные летные испытания системы автоматической воздушной дозаправки беспилотников (программа AHR).

Два модифицированных беспилотных разведчика RQ-4 Global Hawk выполнили на высоте около 13 км сближение и проверку системы автоматической дозаправки в воздухе. В течение 2,5 часов полета беспилотники летели в тесном строю и выдерживали расстояние около 30 м между штангой приемника и шлангом топливозаправщика. Время от времени шланг и топливоприемник сближались на расстояние несколько метров. Все это время автоматическая система, распознающая устройства для дозаправки, работала непрерывно и без сбоев.

Это уже девятый испытательный полет в рамках разработки системы автоматической дозаправки, но в данном полете самолеты впервые сблизились настолько, что специалисты смогли изучить аэродинамическое взаимодействие двух летательных аппаратов. Также данные полета будут использованы для проверки безопасности и эффективности системы транспортировки топлива, в том числе при неожиданных рывках и порывах ветра со скоростью до 37 км/ч.

В целом по результатам данного полета специалисты DARPA и НАСА высказывают мнение о пригодности системы AHR для автоматической безопасной заправки беспилотников.

Испытания даже превзошли ожидания разработчиков. Так, ожидалось, что только одна из шести (17%) попыток стыковок шланга и топливоприемника будет успешна. Окончательный анализ, показал, что в ходе девятого полета этот показатель мог бы достичь показателя в 60%, что является отличным результатом.

Программа AHR была начата в 2007 году, когда DARPA совместно с НАСА решили доказать, что беспилотный самолет может с легкостью заменить пилотируемые танкеры, в первую очередь для дозаправки своих беспилотных "сородичей". В будущем данная технология позволит обеспечить максимальную автономность ударно-разведывательной группы БПЛА и практически неограниченную дальность полета. В настоящее время действия тактической авиации ограничены небольшим запасом дальности, который не позволяет действовать на удалении дальше 2 тыс. км от базы. Проблему решает дозаправка в воздухе, однако большие пилотируемые танкеры являются легкой мишенью для ПВО и не могут действовать скрытно или в передовых порядках. Благодаря AHR, например, во время авианалета часть БПЛА может нести не разведывательное оборудование или бомбы, а дополнительное топливо для других беспилотников, что резко повышает возможности беспилотной авиации.