Американцам резко понадобились онлайн-школы
"Я понимаю, это немного странное решение – перевести детей в онлайн-школу", – говорит их мать Кристин. Но, учитывая, что количество учеников в классе превысило 30, они с мужем Джейсоном решились попробовать что-то новое. Сейчас, после летних каникул Раттены стали одной из пока небольшого, но быстро растущего количества семей, рассматривающих интернет в качестве альтернативы традиционным учебным заведениям.
Сторонники такого подхода считают, что сетевое среднее и высшее образование может знаменовать переход к новой эре персонифицированного обучения, что поможет лучше раскрывать потенциал каждого ребенка. По мнению критиков, пока недостаточно доказательств эффективности сетевого обучения.В последние годы, в связи с нестабильностью экономики США, 35 штатов урезали бюджеты, выделяемые на все этапы обучения. С целью сокращения расходов штаты массово обратились к обширным онлайн-программам. Согласно отчету консалтинговой фирмы Evergreen Education Group, в 2010-2011 учебном году около 250 тыс. учащихся в США полностью перешли на сетевое обучение. Это всего 0,5% от общего количества (ок. 55 млн), но цифра увеличилась на четверть за учебный год, а сейчас ожидается повышение темпов роста.
Технологии не только помогают проводить уроки. Все большее число школ внедряют компьютерные системы управления обучением, такие как Blackboard и Moodle. Такие программы позволяют студентам отслеживать свои задания, читать учебники, просматривать обучающие видео, а также обсуждать все нюансы обучения в онлайн-группах и форумах. Дополнительно предоставляется возможность организации видео-конференций и обмен текстовыми сообщениями с преподавателем и другими учащимися.
Но насколько эффективно сетевое обучение? Согласно данным исследования более чем 1000 студенческих работ, проведенного в 2009 г. Министерством образования США, студенты, обучающиеся по сети, в среднем показывали результаты на 59% хуже, чем их сверстники из традиционных школ. Более того, школьники, использующие "смешанную" методику обучения, выглядели с точки зрения результатов лучше, чем те, которые учились только по сети. Однако пока такие исследования слишком редки, а выборки слишком малы, чтобы делать какие-либо выводы. "Результатов исследований крайне недостаточно", – говорит Дэвид Фиглио, исследователь из Северозападного университета (Чикаго).
Возможно, результаты можно значительно улучшить за счет адаптации учебных программ к новой модели обучения. Сейчас большинство оценок результатов основаны в значительной мере на количестве часов, потраченных студентом на обучение. Но многим учащимся может требоваться значительно меньше или, наоборот, больше времени, нежели заложено в общей программе. И сетевое обучение позволит использовать более гибкие и индивидуальные подходы.
По словам Кэти Кавано, исследователя из Университета Флориды (г. Гэйнсвиль), новые подходы могут стать лучше традиционных, поскольку каждый ученик будет восприниматься как личность. По ее словам, каждый подход к обучению сам по себе станет применяться значительно реже, таким образом появится большое количество различных индивидуальных подходов, так что ни один из них нельзя будет назвать превалирующим.
Возможность более гибко организовывать образовательный процесс - это, без сомнения, плюс. Но критики сетевого обучения указывают еще на одну проблему. Посещая традиционную школу, ученики, помимо изучения собственно предметов, учатся общению и другим социальным навыкам. Нужно найти способ предусмотреть это и при использовании онлайн-школ.