В России разработают носитель для миниспутников
Компания "Лин Индастриал" подписала соглашение с Московским авиационным институтом о разработке жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) для сверхлегкой ракеты-носителя "Таймыр". Как нам рассказали в "Лин Индастриал", новая ракета будет иметь модульную конструкцию и сможет поднимать на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой от 1 до 100 кг. Проект находится на раннем этапе развития – пока планируется собрать макет ракеты для испытаний двигателя и конструктивных решений, поэтому они будут взлетать на высоту 30-50 км.
Главная особенность "Таймыра" – использование в качестве топлива дешевых экологически чистых компонентов топлива: перекиси водорода и керосина. Также, судя по всему, ракета будет использовать дешевую выстеснительную систему подачи топлива и, возможно, систему спасения первой ступени. В перспективе сверхлегкую ракету можно будет запускать не только с космодромов, но и с необорудованных площадок, поскольку ее обслуживание и подготовка к заправке будут максимально простыми. Первоначально старты ракет-носителей будут проводиться с полигона Капустин Яр.
Помимо "Таймыра" компания "Лин Индастриал" разрабатывает легкую ракету "Адлер" и сверхлегкую "Алдан".
Двухступенчатая ракета "Адлер" будет иметь длину 28,1 м и стартовую массу 60 т. Первая ступень диаметром 2,4 м будет использовать один четырехкамерный двигатель РД-108А. Вторая ступень диаметром 1,86 м – двигатель на основе маршевой камеры РД-108А. Ракета сможет выводить на низкую околоземную орбиту (до 200 км) полезную нагрузку массой 700 кг.
В свою очередь, ракета "Алдан" сможет выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку до 100 кг. Это будет сверхлегкая ракета диаметром 1,2 м со стартовой массой чуть более 8 т и длиной 14,4 м. Первая ступень "Алдана" оснащена четырьмя двигателями на основе рулевых камер от РД-108А, вторая ступень - одним таким двигателем.
"Адлер" и "Алдан" используют проверенные надежные двигатели РД-108" ракеты-носителя "Союз". Это ускоряет разработку носителей, хотя выбор двигателя вынуждает использовать в качестве окислителя криогенный, т.е. жидкий кислород. Разработчики также рассматривают возможность использования на ракетах современных технологических решений отечественной разработки, в частности лазерной системы зажигания разработки резидента Сколково компании "Спектралазер". В отличие от традиционных пиротехнических систем, лазерная обладает большей надежностью и позволяет запускать двигатель несколько раз.
Легкие ракеты разработки "Лин Индастриал" могут стать новым этапом развития частной космонавтики. Сегодня небольшие спутники выводятся на орбиту в качестве вторичной полезной нагрузки – это дорого, к тому же заказчикам приходится подстраиваться под график запуска больших ракет.
Заказчики у "Лин Индастриал" могут найтись и в России, например, летом 2014 г. частные компании "Даурия Аэроспейс" и "Спутникс" запустили первые российские частные спутники массой менее 30 кг. Этот груз могли бы вывести на орбиту даже сверхлегкие ракеты "Таймыр" и "Алдан". А вот 300-кг спутник дистанционного зондирования Земли, который компания "Совзонд" заказала у "Даурии", укладывается в возможности "Адлера".