Речевые зоны мозга есть и у животных
При изучении родного и иностранного языков задействуются те же мозговые участки, что и при приобретении других важных навыков, говорится в новом исследовании. Определение ответственных за изучение языков участков мозга позволит создать более эффективные системы развития речевых навыков, в том числе при функциональных нарушениях.
Группа исследователей из университетов США и
Австралии изучила процесс обучения языкам более шести сотен человек разного
возраста. Выяснилось, что дети при усвоении родного языка и взрослые при
изучении иностранного используют те же эволюционно древние нейронные цепи, что
и при запоминании списка покупок или обучении вождению или плаванию. Таким
образом, заключают ученые, их открытие полностью противоречит давнему
предположению, что обучение речи зависит от определенных «модулей» в мозгу,
найденных только у человека. Мозговые модули, используемые людьми для изучения
языка, также встречаются у животных - например, крысы используют их, когда
учатся перемещаться по лабиринту.
Новое исследование является синтезом 16 более ранних научных работ на эту тему.
Так, было установлено, что изучение языка происходит в двух хорошо изученных
системах мозга: вербальной (непроцедурной) памяти и процедурной памяти.
То, как именно люди запоминают слова, связано
с вербальной памятью – той частью мозга, которую также используют для
запоминания лиц, списка покупок или того, что ели на ужин. Грамматические
способности, которые позволяют комбинировать слова в предложения, показали
другую картину. Например, у детей, усваивающих родной язык, запоминание
грамматических форм связано с процедурной памятью, которую люди используют для
изучения таких задач, как вождение автомобиля, катание на велосипеде или игра
на музыкальном инструменте. Однако у взрослых, изучающих иностранный язык, грамматика
связана с вербальной памятью на ранних
этапах изучения языка, но с процедурной памятью на более поздних этапах.
Новое исследование опровергает предыдущие предположения о том, что речевые
модули есть только в мозгу людей, а также имеет важное последствие для
понимания биологии и эволюции языка. Это станет основой для подготовки программ
по улучшению языкового обучения иностранному языку и развитию речевых навыков у
людей с разными типами расстройств: аутизм, дислексия или афазии (языковые
проблемы, вызванные повреждением головного мозга). Например, показано, что
определенные фармакологические агенты и стратегии поведения улучшают обучение и
способствуют сохранению информации в системах головного мозга, что может быть
использовано при коррекции языковых расстройств.