Речевые зоны мозга есть и у животных

Для изучения родного и иностранного языков мозг использует те же участки, которые востребованы для других важных навыков. Интересно, что такие участки есть и у животных

При изучении родного и иностранного языков задействуются те же мозговые участки, что и при приобретении других важных навыков, говорится в новом исследовании. Определение ответственных за изучение языков участков мозга позволит создать более эффективные системы развития речевых навыков, в том числе при функциональных нарушениях.

Группа исследователей из университетов США и Австралии изучила процесс обучения языкам более шести сотен человек разного возраста. Выяснилось, что дети при усвоении родного языка и взрослые при изучении иностранного используют те же эволюционно древние нейронные цепи, что и при запоминании списка покупок или обучении вождению или плаванию. Таким образом, заключают ученые, их открытие полностью противоречит давнему предположению, что обучение речи зависит от определенных «модулей» в мозгу, найденных только у человека. Мозговые модули, используемые людьми для изучения языка, также встречаются у животных - например, крысы используют их, когда учатся перемещаться по лабиринту.
Новое исследование является синтезом 16 более ранних научных работ на эту тему. Так, было установлено, что изучение языка происходит в двух хорошо изученных системах мозга: вербальной (непроцедурной) памяти и процедурной памяти.

То, как именно люди запоминают слова, связано с вербальной памятью – той частью мозга, которую также используют для запоминания лиц, списка покупок или того, что ели на ужин. Грамматические способности, которые позволяют комбинировать слова в предложения, показали другую картину. Например, у детей, усваивающих родной язык, запоминание грамматических форм связано с процедурной памятью, которую люди используют для изучения таких задач, как вождение автомобиля, катание на велосипеде или игра на музыкальном инструменте. Однако у взрослых, изучающих иностранный язык, грамматика связана с вербальной  памятью на ранних этапах изучения языка, но с процедурной памятью на более поздних этапах.
Новое исследование опровергает предыдущие предположения о том, что речевые модули есть только в мозгу людей, а также имеет важное последствие для понимания биологии и эволюции языка. Это станет основой для подготовки программ по улучшению языкового обучения иностранному языку и развитию речевых навыков у людей с разными типами расстройств: аутизм, дислексия или афазии (языковые проблемы, вызванные повреждением головного мозга). Например, показано, что определенные фармакологические агенты и стратегии поведения улучшают обучение и способствуют сохранению информации в системах головного мозга, что может быть использовано при коррекции языковых расстройств.